
«Длинный хвост» (правильно с большой буквы - «The Long Tail») это понятие придумано Крисом Андерсоном, главным редактором журнала «WIRED» , в октябре 2004 года. В статье он отметил, что бизнес становится успешным в Интернете, расширяя ассортимент, то есть, предлагая конкретные товары и услуги для нишевых (узкопрофильных) рынков. Это отличается от «минометных» подходов прошлого, которые предлагали меньше продуктов, только те, которые были самыми популярными. Его аргументом является то, что рынок развивается и стремится стать больше, так и в общей сложности более наклонным по отношению к нишевым продуктам. Это выглядит на графике сравнения популярности и количеству проданной продукции как крутая спина (в начале) и длинный хвост (в три и более раз длинней «спины») динозавра. Поэтому этой части графика дали название «The Long Tail».
Помимо концепции, «длинный хвост» также относится к группе людей, которые требуют нишевых продуктов. The Long Tail-концепция может быть применена к бесплатным товарам, например, такие как блоги, где несколько тысяч получают большую часть входящих ссылок и трафика и могут получить миллионы с помощью всего нескольких. С момента своего предложения, концепция «длинного хвоста» хорошо известна в онлайн-бизнесе и СМИ, но также используется в контексте управляемых пользователем инноваций, микрофинансировании, социальных сетевых механизмах, экономических моделях и маркетинге.
Появление концепции
А навело на мысль Криса Андерсона предложить концепцию «The Long Tail», чтение в 2003 году эссе Клей Ширки, под названием «Мощь законов, блогов, и неравенство». Его основной тезис в том, что «длинный хвост» специфических запросов, ранее не рассматривающийся в бизнесе на серьезной основе, может иногда превышать объем основных продуктов, если количество каналов доставки достаточно велико. Это преимущества крупного онлайн-бизнеса, такого как Amazon, которые, как правило, имеют широкую сеть клиентов.
«Длинный хвост» несколько противоречит принципу Парето, который утверждает, что 80% эффективности в той или иной ситуации вытекают из 20% возможных причин. На рынках выгоду от «The Long Tail», более чем на 50% прибыли можно получить от 90% продуктов, которые не являются самыми популярными, но коллективно имеют большой объем.